Чем отличаются деревья кустарники и травы

Чем отличаются деревья кустарники и травы

На нашей планете существует три основных типа растительности: деревья, кустарники и травянистые разновидности. Все они имеют свои особенности. Травы легко отличить от кустов и деревьев. Но последние два типа различить могут не все. Поэтому необходимо установить, чем отличается дерево от кустарника? Чтобы это сделать, для начала неплохо бы сформулировать основные ключевые характеристики этих растений.

Что характерно для деревьев?

Тем, кто не знает, как отличить дерево от кустарника, хорошо бы ознакомиться с особенностями этих видов. Здесь не все так уж и сложно. Деревьями называют многолетние растения, отличительной чертой которых считают одревесневший ствол. Стоит отметить, что хвойные виды и пальмы имеют главный ствол. Он исполняет роль оси растения и формирует крону. А лиственные деревья имеют разветвленный ствол. Общее число разновидностей из рассматриваемой классификации на планете делится на две основные группы. Первые – это хвойные. Их еще называют примитивными. Вторые — это широколиственные типы, появившиеся намного позже хвойных растений.

С другой стороны, в соответствии с тем, каким способом деревья обновляют свою листву, они также делятся на виды. Это листопадные растения, которые сбрасывают свой покров осенью. А обновляют они его весной. Вечнозеленые деревья круглый год заменяют листья, последовательно и в небольших количествах. Эти черты необходимо знать. Они помогут понять то, чем отличается дерево от кустарника.

Строение дерева

В отличие от кустарника, дерево имеет три четко выделяемые части: корневая система, главный ствол и крона. Рассмотрим их более подробно.

Корневая система спрятана под землей (99%). Она, подобно якорю, удерживает растение в почве, даже на наклонных поверхностях. Именно поэтому часто, чтобы укрепить склоны рвов или обрывы, их обсаживают деревьями. С помощью корней растения поглощают из почвы необходимые питательные вещества и воду. Существуют деревья, которые умеют приспосабливаться к экстремальным условиям и отращивать так называемые воздушные корни. Они поглощают воду из воздуха и даже участвуют в фотосинтезе.

Ствол, в основном, предназначен для выполнения транспортной функции. Именно по нему переносятся минеральные вещества и вода. Между тем он выполняет обязанность опоры дерева и является своеобразным «складом» для сбережения питательных веществ. Ствол покрывает специальная оболочка – кора. Она нужна для защиты дерева от воздействия температуры, ветра, солнечных лучей и опасных насекомых. Поэтому можно сказать, что главным отличием дерева от кустарника является ствол.

Крона, по сути – это общее количество веточек и листьев рассматриваемого растения. Главная ее функция состоит в участии в фотосинтезе.

Что такое кустарник?

Кустарниками называют многолетние растения с несколькими одеревеневшими первичными ветвями. Но в отличие от деревьев, длительность жизнеспособности одного куста в среднем составляет приблизительно 20 лет. Однако он имеет свойство омолаживаться. От его корня отрастают новые побеги, которые в скором времени формируют новое растение. Кустарники могут быть от 0,5 м до 6 м высотой. При этом их часто используют как живую изгородь. Как в хвойных, так и в лиственных лесах подлесок формируется именно из разного вида кустарников. Среди домашних, наиболее распространенных видов популярны смородина, крыжовник, барбарис, сирень.

Структура куста

В первую очередь, следует запомнить, что у рассматриваемых растений стволов нет. Это главное, чем отличается дерево от кустарника. От корня отрастают первичные ветви. От них могут отходить вторичные веточки и так далее. По отношению к корневой системе у кустов есть один нюанс: если растение было выращено из семян, то оно имеет ярко выраженный основной корень. Если же размножение было проведено вегетативным способом, то корневая система имеет мочковатую форму. Эта информация может пригодиться при выборе саженцев. Большинство кустарников, особенно плодовых, имеют корни, которые растут на небольшой глубине (до 20-25 см). Но встречаются и растения, которые уходят корнями вглубь на 1,5 м.

Главные отличия

Уже было сказано о том, как определить дерево. От кустарника отличаются эти растения наличием ствола. Это самый простой и наглядный фактор особенности строения. Если в кустах от одного корня может отрастать несколько первичных веток, то для дерева характерен один ствол.

Читайте также:  Растения которые растут на подоконнике

Растений на нашей планете великое множество. Первое, что бросается в глаза — различия в их внешнем облике. Даже не будучи специалистами в этой области, мы безошибочно узнаем травы и отличаем кустарники от деревьев.

Характерная черта дерева — ствол, который играет роль центральной оси. Ближе к верхушке он начинает сильно ветвиться и образует крону. Покрытые листьями ветки, расположенные высоко над землей, дают дереву возможность максимально улавливать солнечный свет.
Снаружи ствол дерева покрыт корой, которая состоит из двух слоев: пробки и луба. Молодой побег одет тонкой зеленой кожицей, в которой есть устьица — они обеспечивают газообмен. С ростом растения кожица отмирает и отшелушивается, вместо нее образуется пробковый слой. Пробка защищает растение от вредных микроорганизмов, пыли, излишнего испарения влаги и переохлаждения. В структуре пробки есть специальные образования — чечевички, через них дерево дышит.

Луб — внутренний слой коры, он состоит из механической, проводящей и основной тканей. Механическая делает ствол прочным и гибким, проводящая доставляет органические и минеральные вещества, растворенные в воде, от листьев к корням, а основная складирует питательные вещества впрок и консервирует продукты жизнедеятельности растения.

Основа ствола — древесина, она состоит из проводящей и механической тканей. Опорная ткань древесины необходима для большей прочности, а по проводящей от корней к листьям транспортируется вода с растворенными в ней минеральными веществами.

Обеспечивает рост дерева в ширину тонкий слой камбия между лубом и древесиной — он состоит из образовательной ткани. Те клетки камбия, которые откладываются в сторону коры, увеличивают лубяной слой, отложившиеся в сторону древесины, работают на рост древесного. Древесины всегда нарастает больше. Так как дерево растет в толщину, а кора, ее покрывающая, нет, то вся поверхность дерева имеет трещины разной глубины и размеров.

В самой середине ствола находится сердцевина, в ней растение запасает питательные вещества. Из сердцевины через древесину к коре происходит перемещение микроэлементов.

В отличие от деревьев, у кустарников (сирень, орешник и другие) нет центрального ствола, они начинают ветвиться прямо от земли. Травы вместо ствола имеют стебель. Его главное отличие в том, что большую часть занимают проводящие ткани и не происходит одревеснение клеток.

Деревья да и кустарники в большинстве своем долгожители. Их век от рождения до смерти может насчитывать сотни и даже тысячи лет. Возраст дерева легко сосчитать по годовым кольцам, хорошо видным на спиле: темные узкие круги — осенняя древесина — чередуются с более светлыми и широкими весенними слоями. Но жестоко убивать растение, чтобы только узнать его возраст!

Ученые для этого пользуются самыми разными методиками, в частности: зная скорость роста дерева, измеряют его высоту и ширину и делают необходимые вычисления; изучают окружающие растения и их возраст; делают анализы почвы у подножия дерева и даже устанавливают год рождения, изучая труды разных ученых, описывающих данную местность в разные времена.

В тундрах, высоко в горах, на болотах и в хвойных лесах можно встретить миниатюрные кустарнички: среди них хорошо известные нам черника, брусника, голубика, клюква, вереск и многие другие. Большинство из них живут недолго — 5-10 лет. Есть, однако, и такие, которым отведено природой гораздо больше: брусника, например, в среднем живет около 200 лет.

Разрастаясь, кустарнички покрывают землю сплошным ковром. Хвойные леса, в которых они образуют особый ярус, так и называют: брусничники, черничники и прочие.

Травы представлены наибольшим числом видов. В большинстве своем это невысокие растения с мягкими неодревесневшими стволами и листочками на гибких черешках. Эта надземная часть трав часто очень нестойкая, и пережить холодный сезон она не в состоянии. Зеленые стебельки отмирают, оставляя под землей запас питания в виде корневища, клубней или луковицы. Они являются залогом того, что с приходом тепла из-под земли появятся молодые росточки.

Читайте также:  Посадка рассады лука порея в грунт

Наконец, высокий рост — уж этим ни кустарники, ни травы точно не могут похвастаться, разве что отдельные виды, скажем бананы и сахарный тростник. В среднем за свою жизнь деревья вырастают до 20-30 метров в высоту, среди них встречаются и гиганты, и карлики.

Окружающий мир. 1 класс

Учитель: Гуляева С.Ю.

Тема: Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев .

Цель: формировать понятие «кустарник»; развивать умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитывать бережное отношение к растениям.

Познавательная задача : узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Тип урока : комбинированный

Учебная задача: учиться ставить познавательные задачи, работать с разными источниками информации, учить обобщать «открытые» ранее знания и умения , применять их на практике; учить анализировать представленный материал и делать выводы, продолжить учиться анализировать рисунки, работать с рисунком-схемой

Формирование универсальных учебных действий.

Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

Формировать бережное отношение к природе.

развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование: Для учеников — учебник, тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть (О.Т. Поглазова. Изд. «Ассоциация XXI век» 2015)

Для учителя: учебник, компьютер, экран.

I . Организационный момент

Цель этапа: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.

Л. – формирование способности к организации своей деятельности;

II . Актуализация знаний

Цель этапа: проверяется усвоение введённых предметных понятий:

кустарник, узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Работа над загадками. Загадки о ягодах, растущих на кустарниках:

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.

Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна — краснеет,
Другая — чернеет.

Смородина чёрная и красная

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

— Скажите, где и на чём растут эти слова – отгадки? (кустарники)

Сообщение темы урока: Травы и кустарники.

Работа с учебником стр.80-81

— Рассмотри строение растений. Докажи, что это не деревья.

— Чем дерево отличается от кустарника?

— Давайте вспомним понятия, которые мы изучили на предыдущем уроке, а для этого выполним задания в рабочей тетради:

— Выполните задания № 7, 8 в рабочей тетради, с. 24. Убедившись, что ученики усвоили существенные признаки дерева, переходим к выявлению существенных признаков кустарников и трав.

Ученики отгадывают загадки

Рассмотрев рисунки сирени, крыжовника, смородины и орешника, учащиеся называют вторую группу растений — кустарник

Ученики работают самостоятельно в рабочей тетради над заданиями №7, 8 на с 24.

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: продолжить формирование у детей умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира , формирование понятия«кустарник, «травянистое растение».

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

— Выберите 1 ответ из трёх предложений, которые относятся к кустарникам :

Читайте также:  Салат курица шампиньоны жареный лук

1. Деревья – растения высокие, а кустарники – низкие.

2. У дерева один деревянистый ствол, а у кустарника несколько одревесневших стволиков.

3. У дерева ствол всегда прямой, а у кустарника стволики

— Обратите внимание на количество одревесневших стволиков у кустарников, среди которых выделить главный ствол (как у дерева) не удаётся.

— Кустарник — это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Эти стволики гибкие, гнущиеся, в отличие от дерева, ствол которого не согнёшь и не сломаешь (конечно, есть исключения, но на них пока не обращаем внимание).

Закрепляем введённое понятие, выполняя с учениками задания (учебник, с. 81, верхнее; в рабочей тетради — задание № 9, с . 25 ), затем переходим к рассмотрению травянистых растений.

Классификация растений (дерево и кустарник): берёза, сирень, дуб, лиственница, крыжовник, ирга, бузина, клён, осина, липа.

Учитель произносит название деревьев и кустарников.

Выполнение задания (учебник, с. 81, нижнее)

— Найдите сходства изображённых растений, назовите отличительные признаки трав.

Ученики приводят примеры, рассуждают.

Задача учащихся классифицировать их. Если название дерева – учащиеся поднимают руки вверх и встают на носочки, а если название кустарника, то дети приседают.

Травянистые растения имеют мягкие зелёные (как правило) сочные стебли с листьями и цветками. Эти стебли можно разорвать, разрезать.

IV . Первичное закрепление

Цель этапа : проверяют свои знания и умения;

учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике.

подводим учащихся к определению условий, которые необходимы для жизни растений

познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

1. Работа по учебнику

Закрепление знаний (отработка навыка)

Выполнение задания (учебник, с. 82 ,вернее)

Этот отличительный признак травянистого растения (не цвет является главным признаком)

стоит зафиксировать детям.

В конце урока, подводя его итог, комментируем вывод, данный в учебнике (с. 82).

-Найдите на разрезных карточках деревья, кустарники, травянистые растения (по 3 примера) и назовите отличительные признаки, по которым вы их выбирали.

Можжевельник. Спросили однажды у древнего мудреца:

«Какой цветок ты можешь даровать мне, чтобы обрёл я бессмертие?» — «Можжевельник», — ответил мудрец.

Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2000 лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозелёные. Некоторые считают, что зовут его можжевельником потому, что растёт он меж елей. А возможно, что его название происходит

от старого русского слова «можжа» — узел. Ветки у него крепкие, узловатые. А костромичи именуют его «северным кипарисом». И тоже верно: он ведь относится к семейству кипарисовых растений.

Было в Средние века поверье, что окуривание ветками можжевельника изгоняет злых духов. Можжевельник — прекрасное средство для дезинфекции. Один-единственный гектар можжевельника способен очищать воздух на территории с населением в 150 тысяч жителей.

Репейник. В одной английской притче рассказывается, как однажды к хозяевам приехали гости. С ними была знатная барышня из Шотландии. «Завидная невеста!» — говорили о ней. Молодёжь отправилась гулять по саду, и юная шотландка долго выбирала цветок, чтобы воткнуть в петлицу своему жениху. Ни один из садовых цветков не нравился ей, и вдруг она увидела за оградой репейник.

Это цветок Шотландии! – воскликнула девушка. – Он украшает шотландский герб.

Будто напоказ выставляет репейник свою дикую красоту, и никак не вяжется она с привычными для нас понятиями о нежности и грации цветка. Но ведь это растение необыкновенное! Отпугивает нечистую силу, как говорили в старину. В сорном растении репейник наука открыла много полезных свойств. В его семенах содержится жирное масло, пригодное для мыловарения и изготовления олифы. Из стеблей получают грубое волокно, а из их отхо-

дов – обёрточную бумагу.

Сравнивая изображённые растения (задание

в учебнике, с. 82), ученики обнаруживают, что цвет стеблей травянистого растения репейник похож на цвет стеблей (стволиков) кустарника роза, но они не покрыты корой.

Ссылка на основную публикацию
Чайный домик своими руками мастер класс
На чтение: 5 минут Нет времени? Чаепитие – это особый ритуал, полный семейного уюта и задушевной атмосферы. Любители почаёвничать заваривают...
Хризантемы низкорослые шаровидные посадка и уход
В садах средней полосы одним из самых распространенных цветов является хризантема. Она ценится за свою неприхотливость, отсутствие необходимости сеять ее...
Хризантемы садовые многолетние сорта фото мультифлора
Хризантема мультифлора, цветущая в осенний период, когда других цветов становится меньше, может украсить любой сад нарядными пышными кустами и порадовать...
Чайный гриб приготовление и свойства
Как приятно в летний зной утолить жажду прохладным чайным квасом, приготовленным в домашних условиях! Живое существо медузомицет, названное из-за сходства...
Adblock detector